История Тамани часть 74

Николай Мринский
ПРОРЫВ АЗОВСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

Так, 2 июля только по трём батареям, расположенным вблизи Тамани, противник выпустил свыше 300 снарядов. Одновременно станицу бомбила эскадрилья самолётов. Наши батареи в долгу не оставались и отвечали огнём. В последующие дни артиллерийская перестрелка велась неравномерно, однако было видно, что фашисты пытаются взять инициативу по артобстрелу в свои руки, что ранее не наблюдалось. 7 июля 15 бомбардировщиков сбросили на Тамань большое количество авиабомб малого калибра, а затем около часа вёлся артобстрел, в основном позиций наших батарей. Так продолжалось изо дня в день в течение всего июля. Исходя из обстановки, опытный командир КВМБ контр-адмирал П.А. Трайнин в конце июля принял решение перенести КП базы из Тамани на х. Бражников, что километрах в 10 восточнее, от берега пролива. В течение июля части КВМБ обустраивали свои позиции, готовясь к отражению предстоящего наступления немцев через пролив и организовывали тесное взаимодействие с частями 47-й армии. В конце июля активность противника возросла, особенно после того, как наши войска оставили Ростов и Новочеркасск. Бомбёжки с воздуха и внезапные артобстрелы участились и стали почти постоянными. Гитлеровское командование явно стремилось измотать советские войска и держать их в непрерывном боевом напряжении. Начиная с первых дней августа, в связи с ухудшением положения наших войск на Сев. Кавказе, туда постоянно перебрасывались воинские части, принимавшие участие в обороне Таманского п-ова. Количество их на полуострове уменьшалось с каждым днём.

Сперва от 47-й армии осталась одна 77-я пехотная дивизия. В приказе по армии о задачах на оборону этой дивизии предписывалось оборонять во взаимодействии с КВМБ весь Таманский п-ов. Затем, согласно директиве командующего 47-й армией от 11 августа 1942 г., здесь остался один батальон той же дивизии, но после оставления нашими войсками Краснодара и этот батальон ушел под Новороссийск. После ухода 47-й армии с Таманского п-ова КВМБ перешла в оперативное подчинение командующего АВФ контр-адмирал С.Г. Горшкова. 12 августа 1942 г. был получен приказ, согласно которому КВМБ должна была оборонять побережье от Пересыпи на Азовском море до ст-цы Благовещенская на Чёрном – силами КВМБ с приданными ей тремя батальонами морской пехоты из АВФ: 14-м ОБМП, 305-м ОБМП и Особым батальоном. Вскоре 14-й батальон вместе с 322-м батальоном КВМБ были отозваны под Новороссийск. С 17 августа по 5 сентября в связи с созданием Новороссийского оборонительного района (НОР) КВМБ составила его 7-й сектор, а командир и военком КВМБ были назначены командиром и военкомом этого сектора обороны Новороссийска. Теперь силами КВМБ необходимо было оборонять весь Таманский п-ов не только с моря, но и с суши, это более чем 200 км береговой линии. Сухопутная восточная сторона п-ова протяженностью более 240 км оборонялась КВМБ с приданным ей на последнем этапе обороны 2 батальонами морской пехоты АВФ, дислоцированными в северо-восточной части п-ова. 305-й отдельный батальон майора Ц.Л. Куникова оборонял левый берег р. Кубань, а Особый батальон морпехов майора Тимошенко) - побережье Азовского моря.

305-й отдельный батальон, где военкомом был батальонный комиссар И.А. Парфёнов, сформировался совсем недавно из моряков вышедших из строя кораблей АВФ, но уже успел стать крепко спаянной, боевой воинской частью. Офицер Ц.Л. Куников был требовательным, инициативным и способным командиром. Так, во время непродолжительного пребывания в составе КВМБ, он с помощью начальника инженерного отделения КВМБ п/п-ка И.А. Смирнова организовал для своего батальона «самоходную артиллерию» - на 2 грузовые машины трёхтонки были поставлены две 45-мм пушки. Умело маневрируя этими «самоходками», Ц.Л. Куников с успехом применял их в бою. Большой и трудной задачей для КВМБ было боевое обеспечение прорыва кораблей и различных судов АВФ через Керченский пролив в Чёрное море. Обстановка в проливе была сложнейшая – кругом мины, вражеские и свои, мели и узкости, особенно у косы Чушка и косы Тузла, фарватер проходит кое-где ближе к противнику, чем к таманской стороне. Начавшиеся тяжёлые оборонительные бои 11-14 августа на Таманском п-ове продолжались. Они усилились после того, как враг обнаружил уход на новороссийское направление 47-й армии. Изначально командование вермахта планировало переправить из Крыма на Таманский п-ов 11-ю армию Манштейна (операция «Блюхер-1»), но затем её основные части были переброшены под Ленинград, и десантирование на Тамань (операция «Блюхер-2») предполагалось провести силами двух румынских дивизий - 19-й пехотной и 3-й горной. Позже к ним решено было подключить 46-ю немецкую п д из 11-й армии.

718 БАТАРЕЯ ПАВЛОВА
               
Сроки высадки несколько раз переносились: с 10 августа на 15-е, а затем на 1 сентября. Тем временем, пока керченская группировка готовилась к десанту, противник параллельно главному удару на Новороссийск, нанёс вспомогательные удары на Темрюк и Таманский п-ов силами 5-й, 6-й и 9-й румынских кавдивизий. Таманский п-ов был прикрыт советскими войсками слабо. Здесь оборонялись небольшие части морской пехоты и тыловые подразделения военно-морских баз, которых поддерживала береговая артиллерия АВФ. Темрюк обороняли свыше 2 тыс. морпехов, руководил ими контр-адмирал С. Белоусов. Они задержали фашистов на цементных заводах, где в дальнейшем образовалась линия фронта. Через 4 дня Лопатина ранило, и роту принял лейтенант Русланцев А.И. - бывший командир огневого взвода 718-й батареи. Вновь назначенный командир батареи Павлов был человеком смелым, решительным и волевым. Он поддерживал боевой дух моряков-артиллеристов и вдохновлял их. Батарея стояла южнее Тамани на хорошей позиции с круговым обзором (р-н Лысой горы). Под четырьмя 130 мм пушками существовали временные основания. Орудия прямой наводкой били по проливу и по г. Керчь, где засели немцы. КП батареи был на самой верхней точке горы Лысой (Каменной), откуда Павлов управлял артогнём. Запасной КП моряки оборудовали в скале, над обрывом, там находился Г.Л. Лопатин. Наши корабли прорывались через пролив ночью с Азовского в Чёрное море. Фашисты с Крымского берега освещали их прожекторами и обстреливали, а 718-я засекала немецкие прожектора и уничтожила их. Немцы набрасывались на них.

Были случаи, когда 718-ю обстреливали до пяти вражеских батарей одновременно, засыпали снарядами в буквальном смысле слова. Батарея была в огне, гари и пыли. Но обслуга стояла на своих местах и орудия продолжали стрелять - 7,5 секунды выстрел, 8 выстрелов в минуту. Однажды утром на батарею Павлова набросилось 24 фашистских бомбёра и 3 истребителя. Объявили воздушную тревогу, весь личный состав ушёл в укрытие. «Юнкеры» сбрасывали бомбы, а «мессеры» поливали огневую позицию из пулемётов. На горах пусто, ни одного моряка, все в укрытии. Когда бомбёжка прекратилась и, фашисты улетели, на батарее подали сигнал «Отбой воздушной тревоги». Прибежал на батарею комдив Бикетов. А у артиллеристов ни одного убитого, матросы убирали огневую позицию, засыпали воронки и ремонтировали пушки. И всё же на 718-й были потери, но в другой раз. В августе в напряжённые дни защиты Тамани, на 2-е орудие во дворик влетел вражеский снаряд и разорвался. Три убитых - командир орудия Дзелашвили, снарядный - Пивкин, зарядный - Лученко, и 3 раненых от одного взрыва. На орудие первым прибежал Лопатин, перед ним предстала такая картина: орудийный дворик разрушен, убитые лежали полузасыпанные землёй, баллон с воздухом разбит, воздушная магистраль порвана. Прибежал фельдшер с санитарами. Раненым оказали первую медпомощь и отправили в госпиталь, а убитых хоронили в 50 м от огневой позиции. В ходе короткого митинга, матросы дали клятву отомстить за погибших товарищей. В этих боях тогда особенно отличился личный состав 3-го орудия, которым командовал сержант Н.Н. Романов.

В ПОСЛЕДНИХ БОЯХ НА ТАМАНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

Стреляли они прямой наводкой по Керчи. За время боевых действий 3-е орудие уничтожило около 500 гитлеровцев, 20 танков, 3 орудия, эшелон техники и живой силы, подбили в проливе 2 немецких катера. Однажды они открыли огонь по крепости. Наводили орудие комендоры Копыткин и Битадзе, а комендором замковым был Дмитрий Биляев. По немецкому эшелону дали 9 выстрелов, третьим снарядом сбили паровоз, а остальные рвались по вагонам. Там произошло 35 взрывов, четыре огромнейших, сотрясших всю Керчь, даже в Тамани дребезжали окна. Об этом сообщалось в сводке Совинформбюро. За этот подвиг Николая Николаевича Романова наградили орденом «Красной звезды». Это была его первая награда за снайперскую стрельбу. 718-я батарея до последних дней сражалась с фашистами, защищая КВМБ, которая находилась в Тамани. Своим артогнём батарея поддерживала морские батальоны, находившиеся в обороне, 2000 снарядов моряки-артиллеристы Тамани выпустили по врагу, уничтожив много живой силы и боевой техники. 4 сентября, когда КВМБ эвакуировалась из Тамани в Геленджик, артиллеристы подорвали пушки на горе Лысой и с морскими батальонами ушли на защиту Новороссийска. Там моряки-артиллеристы сформировали из 718-й батареи 2-ю роту морпехов, под командой Г.Л. Лопатина, и влились во 2-й батальон морской пехоты. Утром 4 сентября противник, перегруппировав силы и бросив в бой до 20 танков, атаковал наши позиции на рубеже, обороняемом Особым батальоном майора Тимошенко.

Продолжение следует в части  75                http://proza.ru/2018/02/13/1309